Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. № 373-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно документу теперь законопроекты, предусматривающие корректировку норм КоАП, могут быть внесены в Госдуму только при наличии официальных отзывов Правительства РФ. Новое правило необходимо учитывать уже сейчас, поскольку закон, его установивший, вступил в силу со дня официального опубликования – 12 ноября.

10 июня 2019 года Правительство РФ представило вниманию общественности концепцию нового КоАП.

Появление этого документа не может не радовать. За 17 лет своего существования действующий КоАП РФ претерпел многочисленные изменения. По приведенным в концепции данным статистики, в него было внесено 4,8 тыс. поправок 621 федеральным законом. В связи с этим, как отмечается и в концепции, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

Это создает сложности в правоприменительной практике при защите интересов граждан, ИП и юридических лиц. А отдельные положения делает просто неприменимыми.

В связи с этим первостепенной задачей, которую поставило перед собой Правительство РФ, является приведение законодательства об административной ответственности к стабильности через выявление и урегулирование всех накопившиеся в правовом регулировании проблем.

Среди особо острых обозначены следующие:

  • необходимость постоянного уточнения многих составов административных правонарушений и корректировки полномочий органов по возбуждению и рассмотрению дел по административным правонарушениям в связи с проводимыми нововведения в отраслевом законодательстве в области природопользования, экологии, образования, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, труда, миграции, налогового контроля и других сфер деятельности;
  • отсутствие единообразной и устойчивой практики применения регионального законодательства;
  • несовершенство процессуального законодательства, вызывающее трудности правоприменительной практики при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Необходимость менять КоАП РФ назрела уже давно и, анализируя концепцию, ставится понятно, почему она появилась именно сейчас. Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированиемконтрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риско-ориентированного подхода.

Его суть заключается в том, что количество и частота проверок контролирующих органов должна находится в прямой зависимости от отнесения деятельности юридического лица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности. Риск нарушений меньше, значит и проверок меньше. Ожидаемый результат – снижение административного давления на бизнес, и как следствие, экономический рост.

В основу назначения наказания в новом кодексе предполагается заложить принцип дифференциации по степени опасности деяния, который и будет базироваться на основе риско-ориентированного подхода, что согласуется с вышеназванной реформой.

Ясно прослеживается тенденция либерализации законодательства и стремление сократить избыточное государственное принуждение в сфере административных правонарушений. Провозглашено, что наказание теперь не является самоцелью и будет применяться только в том случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не возымели действие, когда предписания должностных лиц контролирующих органов оставлены проверяемыми лицами без должного реагирования или при грубом нарушении обязательных требований.

Рассмотрим, через какие же конкретные изменения в законодательстве Правительство РФ видит реализацию поставленных целей.

Предполагается, что правовые нормы об административной ответственности будут содержаться в едином законодательном акте соответствующего уровня власти. Подобное положение уже закреплено в действующем КоАП РФ. Так, ст. 1.1. гласит: "законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях". Однако данный принцип реализован не был и в настоящее время нормы, предусматривающие административную ответственность, содержатся в различных источниках. Например, главой 16 Налогового кодекса устанавливаются виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а главой 18 виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Также планируется установить закрытый перечень вопросов, по которым могут быть изданы подзаконные акты в сфере административной ответственности Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России и Генеральной прокуратурой РФ, определить требования к ними установить запрет на введение ими административной ответственности и изменение порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Вероятно, в целях не повторения судьбы действующего кодекса и сохранении логической структуры и согласованности норм документа, внесение изменений в КоАП РФ задумано осуществлять только отдельными федеральными законами, принятию которых будет предшествовать анализ правоприменительной практики, данных статистики, в том числе данных о нагрузке на должностных лиц, анализ затрат на исполнение, и получение официального отзыва Правительства РФ.

Неопределенность и отсутствие необходимых правовых норм в сфере разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов при установлении ответственности за административные правонарушения породило противоречивую практику в различных регионах в сфере охраны общественного порядка, пользования общественным транспортом, защиты прав несовершеннолетних, торговли, защиты и охране животных, благоустройства. Решить проблему предполагается следующим образом:

  • установить четкие критерии и конкретные пределы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности,
  • сформулировать предметные основания осуществления субъектов Российской Федерации своих полномочий к конкретным видам и категориям административных правонарушений и санкций к ним,
  • предусмотреть в новом кодексе максимально возможные составы административных правонарушений, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и благоустройство.

В действующем КоАП РФ закреплено только два принципа административной ответственности: равенство всех перед законом и презумпция невиновности. Авторами концепции предлагается существенно расширить этот перечень, включив такие важнейшие руководящие нормы, как принцип вины, соразмерности, гуманизма, справедливости, законности и др. Это позволит судам, столкнувшись с неурегулированными правоотношениями, применять эти постулаты и принимать справедливые решения.

Концепция не оставила без внимания и проблему определения и назначения справедливого наказания. В качестве наглядной иллюстрации несоразмерности размера штрафа и совершенного противоправного деяния можно привести санкцию за неприменение ККТ, установленную п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за данное правонарушение для юридических лиц установлен не менее 30 тыс.руб., хотя размер покупки может составлять менее 100 руб. И таких примеров в КоАП РФ достаточно много.

В целях обеспечения эффективного и разумного административного воздействия предполагается что:

  • административные правонарушения по аналогии с уголовным законодательством разделятся на категории в зависимости от характера и степени общественной вредности, для каждой из которых будут установлены сроки давности привлечения к административной ответственности (не более двух лет), особенности производства и максимальные административные наказания;
  • появятся определения длящихся, продолжаемых, однородных, неоднократных повторных и малозначительных административных правонарушений;
  • размер штрафа будет определяться с учетом характера правонарушения и имущественного положениялица, привлекаемого к ответственности; разрешится вопрос о целесообразности назначения наказания ниже низшего предела;
  • размер штрафа будет уменьшаться (увеличиваться) за каждое смягчающее (отягчающее) обстоятельство, что может поспособствовать разрешению трудностей, с которыми сейчас сталкиваются судьи, при подсчетах сумм наложенных административных штрафов, особенно при рассмотрении жалоб таможенных органов, органов валютного контроля;
  • общим правилом станет вынесение предупреждения гражданам за впервые совершенные негрубые административные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств;
  • предупреждение в качестве замены административного штрафа может быть вынесено юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их работникам;
  • появится положение, согласно которому будет недопустимо привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение одновременно и юридическое лицо и его работника, такое будет возможно только при наличии вины обоих.

ИП будут выделены как самостоятельный субъект административных правонарушений, что исключит применяемую практику о приравнивании их к юридическим лицам при определении размера санкций за правонарушение.

Расширится сфера применения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного штрафа. Сейчас такая возможность предусмотрена только для граждан и при оплате штрафа за нарушение ПДД. Видится, что такая мера будет мотивировать граждан и других субъектов административной ответственности добровольно исполнять административное наказание.

Должен измениться подход к извещению, уведомлению, а также документообороту при производстве дел об административных правонарушениях с учетом внедрения и использования Интернета, системы Единого портала государственных и муниципальных услуг, появится возможность более широкого выбора лицам, участвующим в деле, способа получений уведомлений, в том числе посредством СМС и отправлений на электронную почту. Одно единственное условие – наличие технической возможности.

Также предполагается, что:

  • физическое и психическое насилие наряду с крайней необходимостью найдет свое место среди обстоятельств, исключающих противоправность деяния;
  • уточнится определение некоторых наказаний, в частности конфискации имущества;
  • административное приостановление осуществление деятельности будет исключено из видов наказания и войдет в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  • выделятся особые главы об особенностях освобождения от административной ответственности, административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановлении исполнения административного наказания
  • урегулируются особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет;
  • расширятся, уточнятся и станут более конкретными права участников процесса на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, расширятся процессуальные права прокурора;
  • более обстоятельно будут проработаны вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания, развитии института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях;
  • закрепятся дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи, будет предусмотрено обязательное участие адвоката при рассмотрении дел, в качестве наказаний по которым предусмотрен арест;
  • нормы, регулирующие судопроизводство, перейдут в процессуальное законодательство, в КоАП РФ останутся лишь положения о подведомственности и др.

Правительство РФ не ограничило дальнейшую дискуссию по изменению законодательства об административных правонарушениях и оставило за собой право на изменение провозглашенных в концепции подходов. Вступление в силу нового кодекса ожидается с 1 января 2021 года.