7 марта 2018 года вступили в силу изменения в ГПК РФ и Закон об исполнительном производстве.

В частности, поправками предусмотрено, что если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по алиментам в течение одного года со дня получения последних сведений о нем не установлено его местонахождение, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

Также уточнено, что судья, получив заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, запрашивает имеющиеся о нем сведения в том числе у службы судебных приставов.

В пояснительной записке к рассматриваемому федеральному закону отмечалось, что указанные изменения направлены на устранение проблем, возникающих в правоприменительной практике при рассмотрении дел о признании граждан безвестно отсутствующими, и мотивацию взыскателя на обращение в суд с заявлением о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим в том случае, если его розыск оказался безрезультатным. При этом разработчики поправок напоминали, что в случае признания должника по алиментам безвестно отсутствующим, его дети и другие нетрудоспособные члены семьи, могут претендовать на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Напомним и о некоторых иных последствиях признания гражданина безвестно отсутствующим. Так, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ. Вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для снятия данного гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Кроме того, расторжение брака с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, происходит в упрощенном порядке - оно производится по заявлению второго супруга (независимо от наличия общих несовершеннолетних детей) в органах ЗАГС.

К сведению: рассматриваемым федеральным законом были внесены и другие изменения в ГПК РФ и Закон об исполнительном производстве. Так, согласно поправкам, исполнительное производство теперь будет прекращаться судебным приставом-исполнителем также в случаях, если задолженность по платежам в бюджет признана безнадежной к взысканию и если исполнительный документ содержит требование о взыскании госпошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой принято решение о признании ее безнадежной к взысканию. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по данным основаниям, отменяются судебным приставом-исполнителем.