В ст. 264 УК РФ внесены изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного или более лиц, сопряженное с оставлением места совершения преступления. Наказание для водителей, скрывшихся с места ДТП, повлекшего тяжкие последствия или смерть, будет таким же, как и в случае, если перечисленные выше деяния совершены лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Корреспондирующие изменения внесены в ст. 264.1 УК РФ.
Кроме того, внесены поправки в ст. 12.27 КоАП РФ, которые предусматривают, что оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ только при условии отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния.
Поправки направлены на устранение пробела в законодательстве, которым нередко пользовались нетрезвые водители, совершившие ДТП с тяжкими последствиями: покинув место аварии они тем самым избегали привлечения к повышенной уголовной ответственности, поскольку в отношении скрывшихся с места ДТП водителей возможность подтвердить состояние опьянения на момент совершения преступления утрачивается.
На этот пробел в правовом регулировании обратил внимание Конституционный Суд РФ. Постановлением от 25 апреля 2018 года N 17-П п. 2 примечаний к ст. 264 УК РФ был признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он ставит водителей, покинувших место ДТП, в более выгодное положение - с точки зрения последствий своего поведения - по сравнению с водителями, оставшимися на месте аварии (как прошедшими тест на алкоголь, так и отказавшимися от него), повлекшей причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного или более лиц.
Федеральному законодателю было предписано в течение года (то есть до 25.04.2019) внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, иначе по истечении указанного срока п. 2 примечаний к ст. 264 УК РФ утратил бы силу.
Изменения в УК РФ и КоАП РФ, принятые во исполнение указанного постановления КС РФ, вступили в силу 24 апреля 2019 года.